Новости

Волгоград. День второй. Мамаев курган.

Волгоград. День второй. Мамаев курган.

19 октября 2019
Январь сорок третьего года.

Бомбёжка. Метель. Сталинград.

Несутся в Германию письма

Замёрзших немецких солдат.

Читают в далёких квартирах:

«Пришлите кальсонов и гетр.

Мы прошагали пол мира,

Но здесь не пройти километр.

Мы загнанные, как волки.

Едва стоим на ногах.

На Тракторном, Красном, у Волги

Нас бьют в подвалах, цехах.

Они сумасшедшие просто!

Такого нету нигде!

Стреляешь – а он, как апостол,

В атаку идёт по воде.

Приказ их подобен бреду,

И это страшный приказ.

За Волгой земли для них нету,

Но нету её и для нас.

Мы помним, как с бравурным пением

Втоптали Европу в грязь,

Как жгли города и селения -

По ходу, с брони, веселясь…

Как ползали все, будто стадо…

И вот наказал нас за то

Обычный солдат Сталинграда,

Расстрелянный в решето».


Утро второго дня встретило нас ярким южным солнцем. Люди из гостиницы, водитель автобуса и экскурсовод Саша цокали языками - повезло с погодой. А Мамаев курган в десять утра встретил нас тишиной. Парковка для туристов была пуста, и лишь у туалетных будок скучал товарищ Сталин. Двойник, конечно. Сфотографировали невеселого вождя и отправились на встречу с историей.

-Здесь похоронены примерно 35000 бойцов. Цифра огромная, но из двух миллионов погибших это лишь мизерная часть, - Экскурсовод Саша неторопливо ведет нас мимо стены с высеченными в камне фамилиями бойцов. Ребята и сопровождающие смотрят на стены, шевелят губами - вдруг найдется знакомая фамилия?

На огромном поле - вознесенная к небу свеча часовни и скромные таблички на могилах. Некоторые с надписями, некоторые - без. Их много. Очень много.

- В городе и области работают поисковики. Продолжают находить погибших. Находят - захораниваем с воинскими почестями, в том числе и здесь, - Саша обводит рукой мемориальное кладбище. Над кладбищем тишина. Город, на который с кургана открывается отличный вид, отсюда не слышен. Он как бы остался в другой, современной реальности, отгородившись километрами расстояния и десятилетиями времени.

Неторопливо движемся к самой знаменитой скульптуре России - Родине-Матери. Реставрация еще не завершена, но верх памятника уже освободили от лесов - Родина вполоборота зовет соотечественников, открыв рот в немом крике. На её фоне совсем чуждым и неуместным кажется киоск с сувенирным барахлом - значками, брелками, стопочками. Торговать китайской мелочевкой на политой кровью земле дико. Впрочем, уже появившиеся кучки туристов так не считают и берут ларёк приступом.

Наш экскурсовод ведет группу к храму Всех святых - он находится недалеко от вершины кургана. 77 лет назад под огненным дождем солдаты как могли призывали на этом месте помощь небесных сил - ведь атеисты на войне меняли убеждения очень быстро.

Спускаемся вниз по дорожке к Залу Воинской Славы - экскурсовод торопит на смену почетного караула. И… Хочется поставить властям города жирную двойку. Крутой спуск к Залу состоит из не менее крутых ступеней. Пандус для колясок отсутствует как таковой. Ни лифта, ни обходной дороги, по которой можно было бы проехать нет. Градоначальники, а как ветераны в преклонных годах будут спускаться по ступеням? А инвалиды? Люди с детьми в колясках? Да, недоработки удручают. Но нет худа без добра - сопровождающие получили бесплатный фитнес-курс на все группы мышц совершенно бесплатно. Нам повезло - мы успели как раз на смену караула. Мальчики в парадных шинелях чеканили шаг по спиральному пандусу, уходящему вниз, к факелу Вечного огня. Карина впечатляла. Туристы, заходившие в Зал Воинской Славы невольно затихали. Стояли, сидели впитывали в себя… даже и не получается сказать что именно. Память? Историю? Наверное, правильнее сказать - вечную память поколений. Ту, которая сдавливает горло и говорить становится тяжело.

Обратно возвращаемся, повторив весь комплекс фитнес-упражнений: спуститься на нижние ярусы монументов тоже невозможно без преодоления крутых ступеней. На вершине задерживаемся, делаем пару снимков нашей группы - может быть нам выпадет вернуться сюда тем же составом, когда реставрация закончится? Хотелось бы.


Часто думаю я почему-то,

Приходя на Мамаев Курган,

Очень скоро настанет минута,

И последний придёт ветеран.



И эпоха в руке у него

В одноразовом мятом стаканчике

Завершится. И встретят его

Сослуживцы - седые мальчики.



Они все его выйдут встречать

На своём небесном параде

И дыры в груди – как клеймо, как печать:

«Я был в Сталинграде!», «Я был в Сталинграде!»



Вместе с ними – лёгкий, словно пух,-

Полетит он, сверху наблюдая.

Не святой, а просто русский дух

Над Курганом имени Мамая,



Как внизу идёт земной парад,

Как цветы к подножьям возлагают,

Про Мать - Родину всё верно говорят,

Только одного не понимая:



То, что меч огромный нужен ей

Не за тем, чтоб где-то люди ужаснулись,

А держать повыше от людей -

Чтобы никогда не дотянулись.



И невыносимо ей стоять.

Гаснет вера с поколением каждым,

Что не будут больше убивать,

Может быть, когда-нибудь однажды…

Возврат к списку